Лайф-коуч: знают ли коучинговые клиенты, чего хотят?

Одним из отличительных признаков коучинга ICF (International Coach Federation — Международная Федерация Коучинга) является то, что коуч  создает коучинговое соглашение (что клиент хочет достичь) на ранней стадии коучинговой сессии. Это может показаться простым, но на самом деле это один из аспектов, который отличает коучинг ICF, например, от коучинга IAC (International Association of Coaching — Международная Ассоциация Коучинга).

Особенности коучингового подхода IAC

Коучинговый подход IAC, как правило, сначала направлен на установление надежных отношений, а затем фокусируется на выяснении того, что хочет клиент, потому что …

  1. Клиенты не будут делиться с нами своими мечтами, если они полностью не доверяют нам.
  2. Многие или даже большинство клиентов не могут четко сформулировать, что они хотят, без коучинга.

Так какой же подход правильный?

И тот и другой. Подход IAC прав в том, что клиент должен полностью доверять нам и что он не сможет сформулировать то, что он хочет от коучинга, пока мы не поможем ему прояснить это. Однако одна из слабых сторон коучей, прошедших обучение по методу IAC, заключается в том, что они иногда не спрашивают, чего хочет клиент от коучинговых отношений, в общем, и от коучинговой сессии, в частности.

С другой стороны, если коуч предполагает, что этот вопрос затронут, если он просто спросит: «Что бы вы хотели достичь сегодня?» сессия, скорее всего, будет поверхностной, и достигнутые цели могут оказаться не настолько важными для клиента.

Почему эти два подхода к коучингу настолько разные?

Каждая организация создала свои коучинговые стандарты (интеллектуальную собственность), чтобы определить коучинг при определенных условиях:

  •  IAC Coaching Masteries®  (Коучинговые компетенции IAC) предназначено для описания того, что происходит на одной коучинговой сессии.
  • The ICF Core Coaching Competencies®  (Основные компетенции коуча ICF) описывают как коучинговую сессию, так и коучинговые отношения и могут быть поняты на уровне компетенции, эффективности и мастерства.

На уровне мастерства коучинг ICF очень похож на коучинг IAC.   

Прежде всего, ICF подчеркивает важность доверительных коучинговых отношений, как это делает IAC . Во-вторых, конкретный вопрос в начале сессии о том, чего хочет клиент, и как он узнает, что он достиг этого, помогает повысить доверие, демонстрируя, что коуч хочет знать цели клиента и намерен помочь клиенту их достигнуть. Кроме того, создается огромная ясность, когда коуч задает эти вопросы и тщательно отслеживает реакции клиента. И да, иногда  первоначальная цель клиента изменяется, когда он более ясно видит картину.

Требуется большая искусность, чтобы умело комбинировать подход ICF к формулированию целей клиента на ранних этапах, и подход IAC к построению отношений в первую очередь, уточнение целей только во вторую. Именно это и называется мастерским подходом.

Выводы:

  1. Иногда клиенты точно знают, чего хотят, но не всегда.
  2. Все клиенты нуждаются в надежной среде, прежде чем они поделятся с нами своими заветными мечтами.
  3. Коучи-маcтера могут устанавливать доверие при создании потрясающей ясности, но для этого требуется большая искусность.

Если вы хотите проводить коучинг с искусностью мастера, вам понадобится пройти соответствующее обучение. И далее уже самостоятельно выбирать наиболее удобный подход к работе с клиентами.